ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Пальчиковые игры в развитии речи
и мелкой моторики у детей»

Что мы, родители, знаем о детских пальчиках? То, что они необычно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящие «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки; сжимаются, чтобы почувствовать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее, и шаловливее. Они уже действуют осознанно и все чаще добиваются своей цели. Но что стоит за всеми этими действиями?
В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познает мир и… умнеет.
Поэтому, чем больше внимания вы уделяете кистям малыша (поглаживание и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их, тем активней у него развиваются мозг и речь. Ведь ум ребенка сейчас сосредоточен именно на кончиках пальцев - так утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания и облизывания, в сознании младенца складывается целостное представление об их свойствах и назначении.
Средства, способствующие развитию мелкой моторики.
Ученые–нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всех рукой и всем телом.
Мелкую моторику рук развивают:
1. Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
2. Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых) ;
3. Игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;
4. Рисование карандашом, фломастером, кистью. ;
5. Застегивание и расстёгивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. ;
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазанья (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Развивая мелкую моторику рук нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем левое полушарие мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем правое полушарие мозга.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно проводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице) .
6. У малыша развивается воображения и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «говорить руками» целые истории (пример смотрите далее) .
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.
Массируем пальчики.
Если вы хотите чтобы ваш ребёнок благополучно развивался, был активным, любознательным, поскорее начал хорошо говорить, то кроме обычного массажа для тела обязательно проводите массаж ладоней и пальцев рук. Это очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит, и интеллектуальных способностей маленького человека, потому что, массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Запомните основные правила массажа.
Развивать мелкую моторику можно уже в младенческом возрасте – с первого месяца. Одной рукой вы производите массирующие движения, а другой поддерживаете ручку малыша.
Основные приемы массажа:
поглаживание (время от времени поглаживайте ладошки малыша с двух сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью; можно воспользоваться мягкой щеточкой.)
разминания (вращательными движениями массируйте пальчики от кончиков к запястью; в завершение обязательно погладьте кисти ручек и напоследок проведите пассивную гимнастику для пальчиков) .
поглаживание тыльной стороны кисти малыша от кончиков до середины предплечья. (движения всей ладонью) ;
поглаживание каждого пальчика от кончика к основанию по всем поверхностям – тыльной, боковой и ладонной (движения несколькими пальцами) .
растирания каждого пальчика по ладонной и боковым поверхностям от кончика к основанию (спиралеобразные движения костяшками пальцев) .
повторное поглаживание.
вибрация – постукивание костей ручек ребенка (движение кончиками пальцев) .
завершите массаж пассивными и активными пальчиковыми упражнениями.
Проводить массаж можно ежедневно или через день. Продолжительность одного сеанса 3 – 5 минут, курс 10 – 12 сеансов. Через 10 – 30 дней курс можно повторить.
Кроме массажа с малышом можно проводить занимательные игры, включающие в себя элементы массажа кистей рук.
Когда малыш самостоятельно разминает свои пальчики (выполняет упражнения, играет) ; он занимается пассивной гимнастикой (поочередное покачивание, сгибание и вращение каждого пальчика) невозможно без участия взрослых
Самомассаж усиливает кровообращение в кистях рук. Поиграйте с вашим малышом в эти веселые и полезные игры для ладошек и для пальчиков:
-хлопки;
-сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов;
-потирание ладоней одна о другую;
-перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш) .
-перекатывайте по поверхности стола мелких предметов двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди (можно использовать горошину, маленькую или даже маковое зернышко) .
Сухой бассейн для пальчиков
Наполните половину коробки сухим горохом. Заройте какую – нибудь маленькую игрушку.
Пусть ребенок опустит ручки в сухой бассейн и найдет там спрятанный предмет.
Летом можно играть на свежем воздухе, отыскивая «клады» в сухом, теплом песке. Кроме игр с маленькими предметами очень полезно пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку.

________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________

Почему же пальчиковые игры для малышей так полезны?


Пальчиковые игры основаны на том, что детская ручка имеет огромное количество так называемых «представителей», которые расположены в коре головного мозга. Это объясняет то факт, что в становлении речи и развитии малыша важное место занимает правильное формирование и развитии кисти, а особенно – пальчиков. Ведь малыши начинают осваивать речь только тогда, когда их пальчики приобретают некоторую точность. Образно говоря, маленькие детские ручки «готовят почву» для развития речи. Кроме этого, пальчиковые игры для малышей помогают детскому мозгу развить взаимосвязь между левым и правым полушариями и синхронизировать их работу. Чем крепче становится мостик между полушариями, чем чаще по нему проходят нервные импульсы, чем больше их скорость и активнее процессы мышления, тем более способным и внимательным будет Ваш малыш. Поэтому, если Вы стремитесь к тому, чтобы малыш научился хорошо разговаривать, быть ловким и способным к обучению, тренируйте его пальчики и кисти с самого рождения.





В чем же заключается влияние пальцев на развитие познания и речи?

Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познания и речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.
— При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.
— При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.
— При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.
— Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.


— Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик.
— Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.
— Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.
Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли бы ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.
Успехов вам, взрослые и дети!
Первое упражнение: поглаживайте ручку, слегка надавливая на нее по направлению от кончиков пальцев к запястью.
Второе упражнение: по очереди берите каждый палец ребенка и сгибайте и разгибайте его. Эти упражнения нужно выполнять каждый день не меньше 2-3 минут.
Когда малышу исполнится девять месяцев, начните более активную тренировку пальчиков. Упражнения должны быть разнообразными, важно, чтобы как можно больше пальцев принимало в них участие, а движения были энергичными. Пусть малыш катает деревянные или пластилиновые шарики, перекладывает бусины из одной руки в другую, разрывает бумагу…
Полуторагодовалому ребенку задавайте более сложные задания. Пусть сам застегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки и узелки. Кстати, наглядные пособия для этого вы можете приобрести в магазинах или изготовить самостоятельно, например, сшить черепаху, расположив на ее панцире различные застежки: «молнии», пряжки, кнопки, косички.
Сначала разминка…
1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой.
2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.


3. «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони.
4. «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
5. «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
6. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе.
10. Имитируйте игру на пианино.
11. «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев.
12. «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами.
…потом массаж
13. Надавите четырьмя сильно сжаты ми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони.
14. Разотрите ладони (вверх-вниз).
15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами.
16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними.
17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.




Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения — все ему подвластно.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.
Пассивная гимнастика для пальцев рук.
— Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.
Надеемся, что такая «игра» с ребенком доставит радость и удовольствие и Вам, и малышу, оживит ваш интерес к овладению бесценным даром слова.


КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Постарайтесь регулярно тренировать пальчики ребенка, и это поможет его речевому развитию. Перед тем как начать играть в пальчиковые игры, постарайтесь хорошенько к ним подготовиться. Для этого в течение первых пяти месяцев жизни ребенка делайте ему массаж кистей рук.







                             КАРТОТЕКА ИГР




«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики на  обеих руках, начиная с больших)
Будем листья собирать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук)


«За ягодами»



Раз, два, три, четыре, пять,
(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)
В лес пойдём мы погулять.
(обе руки «идут» пальчиками по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.



«Гномики - прачки»

Жили – были в домике
 Маленькие гномики:
(сжимают и разжимают кулачки)
Тики, Пики, Личи, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибают пальчики, начиная с больших)
Стали гномики стирать:
(трут кулачки друг о друга)
Тики – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Мики умница был,
Всем водичку носил.

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
(поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку)
Сосчитайте – ка, ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Начинаем вслух считать:
Ра, два, три, четыре, пять.
(загибают по очереди пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших)





«Алёнка - малёнка»

Алёнка – малёнка
Шустра, быстра:
(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок)
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насбирала,
Песню допела,
Везде поспела,
(загибают пальчики, начиная с больших)
В охотку ей дело.
(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок)





«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть – чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом,
Посидели за столом.
(загибают пальчики, начиная с больших на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пали.
Много мебели в квартире!
(ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок)

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,
(попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибают пальчики, по одном, на каждое название посуды)
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали.
(снова загибают пальчики)
Так мы маме помогали.
( ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают владоши)

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному, одновременно на обеих руках)
Мы во двор пошли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат» хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указ.пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(стряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили.
(«лепят» меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий.
(грозят пальчиком)
Раз – подбросим,
(смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем.
(приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним
(встают, роняют воображаемый снежок)



«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(ритмично сжимают и разжимают пальчики)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
(машут перекрёстно сложенными ладонями)
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек.
(на каждое название птицы, загибают по одному пальчику, начиная с больших на обеих руках.Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)


«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
(хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно)
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(загибать по одному пальчику, начиная с больших по переменно)



«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая
Да весёлая.
(хлопают  в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят,
(загибают большие пальцы)
Два учиться хотят,
(загибают указательные пальцы)
Два Степана у сметаны объедаются
(загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются.
(загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются.
(загибают мизинцы)

«Что принёс нам почтальон»

Что принёс нам почтальон?
С толстой сумкой ходит он.
(маршируют по кругу, высоко поднимая колени)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли две кассеты
И письмо от тёти Вали,
(на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках)





«Ласточка»

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла? –
За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну – красну.
(на каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных)


«Жил да был один налим»

Жил да был один налим,
Два ерша дружили с ним.
(выполнять плавные движения сложенными ладонями, имитирующими движения плавников)
Прилетали к ним три утки по четыре раза в сутки.
(скрещенными ладонями имитировать взмахи крыльями)
И учили их считать:
(сжимать и разжимать кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять.
(загибать пальчики, начиная с больших)

«Дружба»

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(хлопок – «замочек», открывание его в ритм со словами)
Мы с тобою дружим
Маленькие пальчики.
(хлопки одноимёнными пальчиками)
Раз, два, три, четыре, пять –
(зафиксированные в хлопке пальчики раскрываются по одному, начиная с большого)
Начинай считать опять.
(раскрывание и закрывание кулачков)
Раз, два, три, четыре, пять –
(складывание пальцев, соединяя одноимённые попарно)
Мы закончили считать
(разведение рук в стороны с расширенными пальцами)


«Овощи»
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев
Вырос у нас чесночок,
(указательный левой руки)
Перец, томат, кабачок,
(средний)
Тыква, капуста, картошка,
(безымянный)
Лук и немножко горошка.
(мизинец)
Овощи мы собирали,
(мизинец правой руки)
Ими друзей угощали,
(безымянный)
Квасили, ели, солили,
(средний)
С дачи домой увозили,
(указательный)
Прощай же на год,
(большой палец левой руки)
Наш друг – огород.
(большой палец правой руки)
«Фрукты»
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку

На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные)
Есть лимоны, апельсины,
(средние)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные)
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
(пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)





«Апельсин»

Мы делили апельсин –
(«разламывание» апельсина на дольки)
Много нас, (показ 10 пальцев рук)
А он один.
(Показ одного пальца руки)
Эта долька – для ежа,
(сгибание большого пальца лев.руки)
Эта долька – для чижа,
(сгибание указ.пальца левой руки)
Эта долька – для утят,
(сгибание ср. пальца левой руки)
Эта долька – для котят,
(сгибание без.пальца левой руки)
Эта долька для бобра,
(сгибание мизинца левой руки)
А для волка – кожура.
(бросательное движение правой руки)








«Компот»

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
(левую ладошку держать «ковшиком», правой имитировать помешивание в нём)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
(загибать пальчики на правой руке, начиная  с большого)
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и  песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
(опять «варить» и «помешивать»)





«Котёнок»
Поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стихотворения сильно надавливаем на ногтевые фаланги). После первого двустишия смена рук.

2,3,4,5
Кусается сильно
котёнок – глупыш,
5,4,3,2
Он думает: это не палец,
а мышь (смена рук)
2,3,4,5
Но я же играю с тобою, малыш
5,4,3,2
А будешь кусаться –
скажу тебе»: «Кыш!»
* * *
      Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала соединять пальчики одной руки, потом – другой руки на ударный слог

1 – 2 1 – 3  1 – 4  1 – 5
Ёж, медведь, барсук, енот
1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2
Спят зимою каждый год.   (смена рук)
1 – 2 1 – 3  1 – 4 1 – 5
Волка, зайца, рысь, лису
1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2
И зимой найдёшь в лесу.





«Транспорт»
Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог.

Автобус, троллейбус,
машина, трамвай –
О них ты на улице
не забывай
(смена рук)
В морях – корабли,
ледоколы, суда,
Они очень редко
заходят туда.



«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок!
( лепить воображаемый ком)
Кати по снегу свой снежок –
( катить воображаемый ком.Рисовать в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(ударять кулачок о кулачок)
Его улыбка так светла!
(прикладывать ладонь к щекам, изображая широкую улыбку)
Два, глаза, шляпа, нос, метла …
(показывать названные предметы)
Но солнце припечёт слегка –
( поднять руки  вверх)
Увы! И нет снеговика!
(поднять плечи и развести руки в стороны, затем сесть на корточки, закрывая голову руками)


«Братцы»
Обеими руками одновременно растирать о большие остальные пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по четыре раза

Ну – ка, братцы, кто сильнее?
Кто из вас поздоровее?
Все вы, братцы, молодцы,
Просто чудо – удальцы!

«Весёлые слоги»

Ла – ла – ла – Мила пол мела.
(дети хлопают три раза в ладоши, показывают как подметают пол)
Лу – лу – лу – Слава взял пилу
(дети хлопают три раза, делают скользящие движения ладонями друг о друга)
Ул – ул – ул – Михаил уснул.
(дети хлопают 3 раза в ладоши, кладут руки под щёку)
Ща – ща – ща – наварили мы борьща.
(дети хлопают три раза, водят указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Щи – щи – щи – щиплем
щавель мы на щи
(дети хлопают 3 раза в ладоши, сжимают и разжимают пальцы)

«Чудо – пальчики»

        Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук

У тебя есть две руки,
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и весёлых
Быстрых чудо – мальчиков.
Будут – будут мальчики трудиться,
Не пристало им лениться!




«Умывалочка»

Мы намылим наши ручки,
(дети круговыми движениями трут одну ладонь о другую)
Раз, два, три. Раз, два, три.
(выполняют два раза по три ритмичных хлопка)
А над ручками, как тучки,
(выбрасывают руки  вверх)
Пузыри, пузыри.
(делают четыре ритмичных прыжка, руки на поясе.)







«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(дети соединяют пальцы обеих рук в «замочек»)
Мы с тобою дружим маленькие пальчики.
(прижимают ладони друг к другу)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай опять считать!
(подушечками пальцев постукивают друг о друга)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать!
(опускают руки вниз, встряхивают кистями)





«Пять пальцев»
      Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки. На счёт – поочерёдно загибают пальцы на обеих руках.

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три ,четыре, пять!











«В гости к пальчику»

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому
(дети выставляют вверх большие пальцы и соединяют между собой)
Указательный и средний,
(поочерёдно выставляют называемые пальцы и соединяют их между собой)
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог:
(стучат мизинцы друг о друга)
Вместе пальчики – друзья,
(пальцы переплетают и вместе сжимают)
Друг без друга им нельзя!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)


«Дружная семья»
Дети поочерёдно загибают пальцы обеих рук: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. На последние слова пальцы образуют кулачки.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик  - папочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья,
Очень дружная семья!











«Машина каша»
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
(дети указательным пальцем правой руки изображают, что мешают кашу в левой ладошке)
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
(загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название посуды)
Всю посуду заняла,
(разжимают пальцы)
Всё до крошки раздала.
(сдувают воображаемые крошки с ладони)


«Машина»
Би – би – би – гудит машина,
(дети ритмично постукивают кулаком одной руки о ладонь другой)
Тук – тук – тук – мотор стучит.
(ритмично хлопают руками)
- Едем, едем, едем, едем, -
Он так громко говорит.
(ритмично топают ногами)
Шины трутся о дорогу,
Шу – шу – шу – они шуршат.
(потираю ладони)
Быстро крутятся колёса,
Та – та – та – вперёд спешат.
(делают ритмичную «вертушку» руками)






«Поздняя осень»

Солнышко греет уже еле – еле;
Перелётные птицы на юг улетели;
(дети поочерёдно, начиная с больших, соединяют пальцы обеих рук (на каждую примету))
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком
принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре.
(сжимают руки в «замок»)
Поздняя осень стоит на дворе.
(разводят руками перед собой)


«Перелётные птицы»

Тили – тили, тили – тили –
На юг птицы улетели!
(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
Улетел от нас скворушка –
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей торопились:
Кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж!
(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)







«Собираем грибы»

Топ, топ – пять шагов,
(дети «шагают» пальцами по столу)
В туесочке пять грибов.
(сплетают пальцы – делают туесочек, большие пальцы - ручка)
Мухомор красный – гриб опасный,
А второй лисичка – рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело!
(загибают по одному пальцу на обеих руках  на каждое название гриба, начиная с мизинцев)


«Овощи»

Ох – ох – ох – лучше всех горох!
(дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы)
Ха – ха – ха – это чепуха!
(хлопают в ладоши)
Ор – ор – ор – всех вкуснее помидор!
(ударяют кулачками по коленкам)
Овь – овь – овь – сладкая морковь!
(хлопают ладонями по коленам)
Ла – ла – ла – вкусная свекла!
(ритмично сжимают пальцы в кулачок)
Оп – оп – оп – душистый укроп!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх)

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин,
(дети поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная
с большого)
Он, конечно не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
(показывают вокруг и на себя)

«Капуста»

Тук! Тук Тук! Тук!
Раздаётся в доме стук.
(дети ритмично ударяют ребром ладони по столу)
Мы капусту нарубили,
Перетёрли, посолили.
(выполняют хватательные движенияобеими руками, указательный и средний пальцы трутся о большой)
И набили плотно в кадку.
Всё теперь у нас в порядке!
(ударяют обеими руками по столу, отряхивают руки)

«Домашние животные»
      Дети поочерёдно показывают пальцы сначала на одной руке, затем – на другой, начиная с больших.

Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!




«Дикие животные»

      Дети сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Это – зайчонок,
Это – бельчонок.
Это – лисёнок,
Это – волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый смешной медвежонок!
,

«Кормушка»

Сколько птиц в кормушке нашей
(дети ритмично сжимают и разжимают кулаки)
Прилетело? Мы расскажем.
(машут перекрёстно сложенными ладонями)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
(на каждое название птицы дети загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших)
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек!
(трут большие пальцы об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)

«Птички»

(Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы)
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – соловушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – злой орлан.
Птички, птички по домам!
(машут руками, как крыльями)


«Дрозд - дроздок»

Дружок ты мой, дрозд,
(дети машут сложенными накрест ладонями, как крыльями)
В крапинку хвост,
Носик – остренький,
Бочок – пёстренький,
Перья – тонкие,
Песни звонки!
(загибают по одному пальцу
 на обеих руках)
Весной распеваются, зимой забываются.
(вновь машут сложенными
накрест ладонями)

«Ласточка»

(на каждую строку на обеих руках большие пальцы касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных)
Ласточка, ласточка, милая ласточка,
Ты где была, ты с чем пришла?
- За морем бывала, весну добывала.
Несу, несу весну – красну!

«Холода»

Да – да – да – вот настали холода.
(дети хлопают в ладоши)
Ды – ды – ды – идёт дым из трубы.
(поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы)
Ду – ду – ду – я на лыжах иду.
(«скользят» ладонью по ладони)
Ди – ди – ди -  ты меня в снегу найди.
(«пробегают» указательным и средним пальцами по бёдрам)



«Подарки»

Дед Мороз принёс подарки:
(дети «шагают» пальцами по столу)
Буквари, альбомы, марки,
 Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколада полмешка
И пушистого щенка.
(на каждое название подарка загибают по одному пальцу: сначала правой, потом левой руки)


«Капель»

Ало – ало – ало –
Солнце по небу гуляло.
(дети покачивают руками)
Пло – пло – пло –
На улице теперь тепло.
(сжимают и разжимают пальцы)
Ли – ли – ли – мы гулять пошли.
(хлопают ладонями по коленам)
Пель – пель – пель –
Весело звенит капель.
(стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой)

«Весна»

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру
(ходят пальчиками по столу)
Рассыпала подснежники, посеяла траву.
(руки на столе ладонями вниз,
Раздвигают – сдвигают пальцы)
Теперь зовёт со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
(руки согнуты в локтях, пальцы открыты)
Кукушек и скворцов.
(загибают по одному пальцу на каждой руке)

«Насекомые»




Дружно пальчики считаем –
Насекомых называем.
(дети сжимают и разжимают пальцы на обеих руках)
Бабочка, кузнечик, муха,
Этот жук с зелёным брюхом.
(поочерёдно сгибают пальцы в кулак, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
(вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
(прячут руки за спину)

«Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку.
Он бежит по переулку,
(дети указательным и средним пальцами обеих рук «шагают» по столу)
Барабанит по окошку,
(загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши зонтик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
(Трясут ладонями, как будто стряхивают с них воду)
Дождик кончился, устал.
(Кладут ладони на стол)




Комментариев нет:

Отправить комментарий