РАЗВИВАЕМ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЁНКА


Формирование пространственно - временных                        представлений у детей

      В младенчестве дети очень четко (на рефлекторном уровне) усваивают временные понятия, связанные с биологическими ритмами. Двух – трехмесячный ребенок уже привыкает к определенному времени кормления.
Дальнейшее представление ребенка о времени связано с большими трудностями. В раннем детстве только закладываются основные предпосылки понятия времени для ребенка на подсознательном уровне, которые он не будет осознавать, скорее всего всю жизнь, но будет подчиняться принципам, заложенным в глубины подсознания. И только в дошкольном возрасте представление ребенка о времени становится более осознанным.
Младшие дошкольники фактически не ориентируются во времени. Позже дети учатся определять небольшие промежутки времени исходя из собственной деятельности. Легче всего усваиваются понятия: утро, день, вечер, ночь, т.к. они непосредственно связаны с деятельностью ребенка и  конкретными действиями (утром взрослые едут на работу, дети – в детский сад, школу. Вечером все возвращаются домой и т.д.).
 Достаточно быстро усваиваются времена года – по этой же причине (хотя весну и осень дети долго путают).Труднее всего, в силу их относительности, усваиваются понятия вчера, сегодня, завтра, т.к. ребенок долго не понимает их взаимопереходов.(Он может сказать: «Завтра я был у бабушки в гостях» и т.д.) Но к старшему дошкольному возрасту начинается освоение и этих понятий: пользуясь сегодняшним днем как точкой отсчета, ребенок запоминает их.
        Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «Когда я был маленьким», «Сегодня мы пойдем в цирк»,«Когда я вырасту большим».
        Формируя пространственные представления  детей с младшей группы учат отличать и называть правую и левую руку; раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо на всех занятиях и вне занятий; Учат отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо).
        Затем детей учат ориентироваться «на себе», иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять на себе стороны справа, слева, вверху и т.д.; двигаться в заданном  направлении вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево.
В старших группах учат определять «точку стояния», т.е. местонахождение ребенка по отношению к окружающим его объектам. Например: «Я нахожусь справа от дома» и т.п.;
Ориентировка относительно себя усложняется, например: «Шкаф находиться справа, а дверь слева от меня»;
Учат определять расположение предметов относительно друг друга, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».
В подготовительной группе учат ориентироваться на бумаге в клетку, например: «Отсчитайте одну клетку слева и две сверху и поставьте точку». Занимаясь в тетради, ребенок должен знать и применять термины: левее, правее, выше, ниже, от, до. Закрепляют последовательность дней недели, учат называть месяцы года.
        Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных  занятиях, на музыкальных и физкультурных. Также пространственное представление у детей развивают во время режимных процессов: на утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в
дидактических и подвижных играх. А также используя повседневную жизнь.



            Примерные задания и игры на развитие временных представлений                                                                             


Дни недели




Части суток












КТО ГДЕ СИДИТ?



КАКАЯ ИГРУШКА СТОИТ РЯДОМ С КУРОЧКОЙ?
КАКАЯ РЯДОМ С ЮЛОЙ

 ЧТО СПРАВА ? ЧТО СЛЕВА?








ОРИЕНТИРУЕМСЯ НА ЛИСТЕ БУМАГИ

                                            





КТО НАХОДИТСЯ ДАЛЬШЕ , БЛИЖЕ, ВЫШЕ, НИЖЕ


                                

Комментариев нет:

Отправить комментарий